Главная » Наши услуги » Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест

В связи с принятием в конце 2013 года Федерального закона № 426 от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда», на смену аттестации рабочих мест, пришла спецоценка.

Специальная оценка условий труда

Проведение специальной оценки условий труда или как по-прежнему ее называют аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно принятому документу, с января 2014 года необходимо всем работодателям без каких-либо исключений. Кроме того государством ужесточились и требования к работодателям, увеличены суммы административных штрафов за отказ от спецоценки, ужесточились прежние, введены новые нормы и статьи, в соответствии с которыми определяется уголовное наказание лиц, по чьей вине на производстве возникают несчастные случаи.

Обязанность работодателя о проведении аттестации рабочих мест была закреплена в статье ТК РФ № 212. После вступления в силу ФЗ № 426, такое понятие, как аттестация рабочих мест Федеральным законом № 421 от 28 декабря 2013 года из Трудового кодекса (статьи 212) было исключено, и обязанностью работодателя стало проведение специальной оценки условий труда.

Цель специальной оценки условий труда

Под специальной оценкой, в соответствии с законодательством, понимается реализация комплекса мероприятий, благодаря которым возможна не только идентификация опасных и вредных производственных факторов трудового и производственного процессов, но и определение уровня их воздействия на работников предприятий. При этом учитываются отклонения реальных, фактических значений опасных и/или вредных факторов от нормативных, установленных гигиеническими нормативами. Для проведения спецоценки разработан комплекс последовательно осуществляемых мероприятий, объединяющих прежние процедуры аттестации рабочих мест и госэкспертизы условий труда. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда и соцзащиты РФ № 33 от 24.01.2014 года.

Кто должен проводить спецоценку?

Устеников Роман

Устеников Роман

управляющий партнер

Телефон / факс: 562-47-73
Эл. почта: referent-kazan@mail.ru

Полезная информация

Методика проведения специальной оценки условий трудаКлассификатор вредных и (или) опасных производственных факторовОтчет о проведении специальной оценки условий трудаИнструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий трудаФЗ "426 от 28.12.2013 "О спецоценке ..."Государственная инспекция труда в Республике ТатарстанПлан проведения плановых проверок Государственной инспекции труда в Республике Татарстан в 2014 г.

Вопросы по услуге

Какие документы необходимо разработать для проверки Государственной инспекцией труда (ГИТ)?Какие типичные нарушения выявляет Государственная инспекция труда (ГИТ) при проверке работодателей?Основные термины охраны труда

В соответствии со статей ТК РФ № 212, законом № 426 (ч.1, ст.8), специальная оценка условий труда проводится и финансируется работодателем.

Таким образом, спецоценку проводят без исключения все компании, а также индивидуальные предприниматели, которые приняли на работу сотрудников. Если же ИП персонал не нанимает, то и спецоценку он не проводит. В том случае, если физлицо, не имеющее статус ИП, принимает на работу сотрудника, спецоценку он также не проводит, о чем говорится в ФЗ № 426, статье 3.

Специальная оценка условий труда может быть проведена совместными силами работодателя и  аккредитованной организации соответствующей требованиям Федерального закона № 426, статьи 19. Проводится спецоценка не реже чем 1 раз в 5 лет.

Чем грозит отказ организации от проведения спецоценки условий труда?

Даже если работодатель отказывается от проведения спецоценки, рано или поздно ему придется это сделать либо по собственной инициативе, дабы соответствовать требованиям законодательства по охране труда, иметь соответствующие льготы, предоставлять компенсации своим работникам, рационально планировать и организовывать мероприятия по охране труда, либо по предписанию Госинспекции труда после проведения плановой проверки компании.

С начала 2015 года за нарушения, связанные с несоблюдением порядка проведения спецоценки условий труда, значительно повышаются административные штрафы. Для юрлиц сумма штрафов будет находиться в пределах от 50 до 80 тысяч рублей, при обнаружении повторных нарушений – от 100 до 200 тысяч рублей либо приостановление деятельности до 90 суток, для ИП и должностных лиц – штраф от 5 до 10 тысяч рублей. Такие поправки внесены в КОАП РФ, статью 5.27.1.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов надзора за соблюдением трудового законодательства штрафы также увеличены. Их размер указан в статье КОАП № 19.5, части 23.

Может ли специальная оценка быть выгодна работодателю?

Проведение специальной оценки условий труда выгодно работодателю, так как от ее результатов зависит размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФ РФ.

Для плательщиков страховых взносов в ПФ РФ и ФСС, совершающих выплаты в пользу физлиц, задействованных на работах с опасными, вредными условиями труда, имеющих право на выход на пенсию досрочно, применяются дополнительные тарифы страхвзносов в ПФ РФ. С 2015 года и далее таковой дополнительный тариф составит 9 процентов. Однако если плательщик взносов предоставляет результат спецпроверки, где для рабочих мест указан соответствующий класс условий труда, дополнительные тарифы будут дифференцированными, более мягкими.

Действительно ли на всех рабочих местах необходимо проводить спецоценку?

Спецоценка условий труда НЕ проводится для:

·         надомников;

·         лиц, работающих дистанционно;

·         лиц, работающих на работодателя, являющегося физлицом без образования ИП;

·         для аналогичных рабочих мест (спецоценка производится только в отношении 20 % аналогичных рабочих мест, но не менее 2, признаки аналогичных рабочих мест указаны в ФЗ № 426, статье 9, пункте 6);

если комиссией по проведению спецоценки вредные и/или опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы.