Тимофеева Ирина

Тимофеева Ирина

ведущий бухгалтер-консультант

367770894

Телефон / факс: 562-47-73, 562-47-80, 290-90-82
Эл. почта: referent-kazan@mail.ru

Главная » Вопросы и ответы » Какие существуют проблемы аутсорсинга?

Какие существуют проблемы аутсорсинга?

1) Отсутствие нормативной базы

Аутсорсинг финансовых функций и непосредственно бухгалтерии в частности, относится к одним из самых сложных форм аутсорсинга бизнес-процессов. Широкому распространению аутсорсинга в России препятствует целый ряд факторов. Объективный и, пожалуй, самый главный — отсутствие нормативной базы. Понятие «аутсорсинг» в российском законодательстве отсутствует. Можно воспользоваться ст. 421 ГК РФ, согласно которой граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны заключают дого-воры, руководствуясь общероссийским законодательством и общей терминологией. Одним из возможных вариантов заключения договоров является договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик – оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ). Зачастую эти договоры составлены неграмотно и при наступлении спорных случаев и вопросов могут трактоваться двояко. Такие договоры редко учитывают специфику деятельности и характер взаимоотношений клиента и поставщика услуг (аутсорсера).
По данном вопросу можно предложить со стороны государства пересмотр нормативно-правовой базы в этой области, возможно введение в Гражданский Кодекс РФ статьи, посвященной аутсорсингу, которая регламентировала бы отношения специализированной компании-аутсорсера и клиента. Если говорить непосредственно об ауторсинге бухгалтерского учета, то хотелось бы, чтобы данные отношения были закреплены в основном документе, регулирующем бухгалтерский учет – это, конечно же, Федеральный закон «О Бухгалтерском учете». Как известно, на повестке дня стоит вопрос о скором выходе в свет Законопроекта о бухгалтерском учете, действие которого будет распространяться на все юридические лица, органы государственной власти, местного самоуправления, а также индивидуальных предпринимателей, адвокатов и т. д. Перечисленные субъекты станут называться экономическими субъектами. Независимо от выбранной системы налогообложения на них ложится обязанность по ведению бухгалтерского учета. Т.е. все субъекты бизнеса будут обязаны вести бухгалтерский учет. За организацию ведения бухучета отвечает руководитель экономического субъекта, который обязан будет возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор со сторонними специалистами. Таким образом в Новом Законе опять не будет прописан аутсорсинг бухгалтерского учета (как передачу функций специализированной, аттестованной организации – юридическому лицу), а лишь названа возможность заключения договора со сторонним внештатным бухгалтером или «специалистами».
Учитывая несовершенство Российского законодательства по данному вопросу для руководителей организаций, в целях уменьшения налоговых рисков при заключении договоров аутсорсинга бухгалтерского учета рекомендуется учитывать следующее:
- в договор необходимо включить все существенные условия, предусмотренные действующим законодательством для договоров данного вида, а предмет договора должен быть четко прописан;
- операции по оказанию аутсорсинговых услуг должны быть правильно оформлены, подтверждены документами (договор, акт об оказании услуг).
- в договоре должны быть указаны пункты о возмещении организацией убытков, штрафов, пени, понесенных клиентов

2) Требования к компетентности. Необходимость создания Профессиональных аккредитованных объединений специализированных компаний по ведению бухгалтерского учета

Использование бухгалтерского аутсорсинга предполагает достаточно высокий уровень знаний и навыков в области управления и учета— определение целей и задач, четкая формализация процедур и организационных регламентов, недвусмысленные критерии оценки результатов работы, ясные обязанности и пределы ответственности. Привлекая аутсорсера, целесообразно все упомянутые аспекты продумать и зафиксировать. По мнению многих участников рынка бухгалтерского аутсорсинга, к этому готовы далеко не все менеджеры отечественных компаний. Также полностью отсутствует общая информационной база по аутсорсерам. Дело в том, что распознать аутсорсеров очень сложно. Кто-то позиционирует себя как аудиторская фирма, кто-то как финансово-консалтинговый центр либо просто "опытный бухгалтер возьмет предприятие на абонентское обслуживание". При этом аутсорсеры признаются, что у них нет особой потребности в рекламе. Клиентская база чаще всего формируется на рекомендательном уровне, информация передается по "сарафанному радио". И это намного эффективнее, чем любые объявления. В целях развития рынка аутсорсинга бухгалтерии и в целях повышения качества предоставляемых этими фирмами услуг следует учредить обязательное лицензирование таких компаний и аттестацию их сотрудников. Эффективным и логичным был бы шаг по созданию профессиональных аутсорсинговых объединений, подобных Профессиональным аудиторским организациям на региональном и федеральном уровнях, введения внутренних правил и кодекса аутсорсеров бухгалтерского учета.

20 февраля 2013 г. 
 
Сервис звонка с сайта RedConnect