Подбор и внедрение CRM-системCRM - системы управления взаимоотношениями с потребителями CRM - популярное на данный момент явление на российском рынке, уже успевшее войти в моду и выйти из нее. И это хороший знак, подтверждающий, что наступило время конструктивной работы, рациональных аргументов и взвешенных решений. CRM-решения предлагают менеджменту набор инструментов для управления взаимоотношениями с клиентами, но, в свою очередь, они предъявляют к организации определенные требования. Во-первых, это наличие CRM-идеологии, во-вторых, регламентация всех бизнес-процессов организации и, в частности, формализация процедур продаж, в-третьих, готовность управленческого звена вносить изменения в бизнес-процессы, в систему мотивации сотрудников, и этот список можно продолжать. Внедрение такой системы требует слаженной и осознанной работы от всех участников процесса - менеджеров по продажам, руководителей, IT-специалистов. |
Пронин Александр директор по маркетингу Телефон / факс: 290-54-40, 290-90-82 |
|
Идеальная CRM-система Прежде всего давайте разберемся с терминами. Так мы будем уверены, что говорим об одном и том же. Хотелось бы сразу развести два понятия - CRM и CRM-система, путаница между которыми часто порождает непонимание. CRM - это концепция, идеология, стратегия, ядром которой является ориентированность бизнеса на клиента. Говоря просто, это модель взаимоотношений с клиентами, при которой все способы и средства коммуникации с ними - включая работу менеджера по продажам, рекламу, доставку, сервис, информационное обеспечение и т.д. - работают так, чтобы не только удовлетворить потребности клиента, но и предугадать его ожидания,запросы и предпочтения. Главная задача такого подхода - повышение лояльности клиента к компании и ее продукции, что в итоге способствует удержанию старых клиентов и привлечению новых. Теперь переходим к понятию "CRM-система". Данным термином мы обозначим идеальную информационную систему, назначение которой - автоматизировать бизнес-процессы компании, обеспечивающие взаимодействие всех ее подразделений с клиентами на уровне, определяемом CRM-идеологией. Такая система, с одной стороны, решает задачи, направленные на удовлетворение и удержание клиентов, с другой - служит оптимизации деятельности компании, сокращая издержки, связанные с поиском и обработкой информации, анализом данных, управлением продажами и т.д. Идеальный функционал CRM-системы включает в себя базу данных по продуктам, услугам и ценам компании, информацию о состоянии рынка и конкурентах (Knowledge management); систему планирования деятельности (Scheduling and Resource reservation); модули управления контактами (Contact management), управления оперативными взаимодействиями с клиентами (Activity management), управления заключенными сделками (Project management) и потенциальными сделками (Opportunity management); содержит инструменты для проведения телемаркетинга, генерации отчетности (Reporting); обеспечивает автоматическую подготовку коммерческих предложений, позволяет проводить анализ и сегментацию целевой аудитории, создавать списки потенциальных клиентов и распределять их между торговыми представителями, планировать проведение маркетинговых кампаний и исследований и анализировать их результаты. Таким образом, CRM-система - это идеальная модель, включающая в себя полный набор инструментов, которые потенциально могут быть востребованы разными организациями на тех или иных этапах их развития. В принципе, эту модель можно реализовать, но система получится слишком дорогой, и часть функций (для каждой компании - своя) окажется невостребованной в силу специфики бизнеса, отрасли, оргструктуры и т.д. Тем не менее, общее представление о всеобъемлющей модели CRM-системы необходимо для того, чтобы оценить конкретные решения класса CRM. Отталкиваясь от такого определения, можно сказать, чтоCRM-систем в идеальном их воплощении не существуют. На рынке представлены продукты, которые можно сравнивать с этой глобальной моделью и оценивать степень их соответствия ей. В этой связи более точно было бы говорить о CRM-решении, которое означает набор определенного функционала, созданный на базе той или иной информационной системы. Покупая "CRM-систему", клиент покупает набор функций из того списка, который был назван выше. Получается, что есть программные продукты, которые в большей степени можно назвать соответствующим понятию "CRM-система", есть решения, которые идеальному понятию соответствуют меньше, однако при этом их тоже можно причислить к этому классу программного обеспечения. В данный момент эта отрасль представлена рядом продуктов, которые похожи по некоторым принципам работы. И тем не менее отличаются по ключевым признакам. CRM в наше время разрабатывают все кому не лень. И каждый разработчик определяет свой портрет клиента. Определяет свои ключевые задачи, которые решает система. Так, есть ряд систем CRM , которые заточены под малый и средний бизнес, настраиваются только на уровне основных справочников, имеют ряд ограничений по работе и удобству. Однако они выигрывают своей простотой, удобством настроек, бюджетным вариантом для конечного пользователя, простотой в установке, отсутствием необходимости наличия специального человека в штате по обслуживанию системы. Так же легкостью и быстротой внедрения. (Есть системы, при внедрении которых специалист совсем не нужен, если собственник компании более или менее вменяем в области методологии продаж и стратегии продвижения компании на рынке)
Есть ряд систем, заточенных под более крупные компании, где есть логистика, производство, пусть не большое, поставщики, сложные спецификации и прочие детали процесса, которые требуют более углубленных настроек и изучения системы при внедрении ее в компанию. Эти системы бывают тоже разные. Например WEB-решения и EXE. решения. И те и другие имеют ряд преимуществ и ряд недостатков. И те и другие необходимо подбирать под конкретный процесс, который происходит в компании и вне ее пределов. (Я говорю о взаимоотношениях с поставщиками например, конкурентами, партнерами, и филиалами компании.) Есть еще один момент. на рынке можно встретить системы CRM, которые заточены под процесс, и модуль непосредственно CRM там слаб и фактически может не иметь встроенного мат.аппарата. То есть всю необходимую аналитику Вы будете делать в EXCELE, если сможете выгрузить:). Есть системы, которые позиционируются как бесплатные. К ним так же относятся системы, разработанные на базе открытого кода. То есть Вы сами, если у Вас есть специалисты, или наемные компании, настраиваете, а точнее, частенько переписываете эту "рыбу" под Вашу компанию. Что в конечном итоге в финансовом плане может оказаться дороже, чем грамотно подобрать и купить готовый продукт и настроить его.
В этом случае: Да! Вы получаете эксклюзив которого ни у кого нет. И риск потерять специалиста, который все это писал, или что еще хуже, что специалистов вообще может не быть в России и даже в ближнем зарубежье. Именно поэтому выбор системы CRM требует грамотного подхода и взвешенных решений. Предложений масса. И у каждого производителя есть задача продать свой продукт. И не для кого не секрет, что есть ряд компаний, которым мало интересно, что потом у Вас будет происходить после покупки системы. Будет ли она у Вас работать через год например? Сколько будет стоить для Вашей компании стоимость владения этой системой? Как скоро Ваша компания будет рости? Как вы сможете обойти при внедрении программы человеческий фактор. А точнее момент адаптации персонала к продукту? И вопросы... вопросы... вопросы.....
|
Главная » Наши услуги » Подбор и внедрение CRM-систем